Из музейной коллекции
ИЗ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ДОЛОТОВИДНЫЙ ТОПОР-КЛИН. Не секрет, что в последние годы коллекции музеев страны пополняются, в основном, за счет актов дарения. Люди приносят в учреждения то, что им хотелось бы сохранить, передать потомкам. И за каждым предметом стоит интересная история его самого или его хозяев. Важно суметь прочитать ее. От этого зависит место, которое будущий экспонат займет в экспозиционных залах или фондохранилищах. Постараемся рассказывать каждую неделю одну новую историю о самых различных предметах из фондов Себежского краеведческого музея. Наш сегодняшний небольшой рассказ посвящен каменному долотовидному топору-клину, который летом 2018 года преподнес в дар музею местный житель Морозов Александр. Топор… Что это за «зверь» знает каждый. Многие знакомы с топорами каменными по музейным ли экспозициям, из СМИ или каких-то других источников. Кому-то даже посчастливилось подержать артефакт в собственных руках. Но, вряд ли, при этом голову посещала мысль: «А не попробовать ли самому изготовить такое!» (За всех, конечно, ручаться не могу, но все же, вряд ли…) В древности такой инструмент изготавливали методом обивки. Сам по себе он был двусоставным: одна часть – это рубило, вторая – рукоять. При изготовлении топора было важно правильно подобрать материал для этих составляющих. Для рубящей части лучшими материалами считались кремень, гранит, габбро, кварцит, песчаник и некоторые другие породы. Что-то из булыжников кочевники несли с собой (например, кремень), а что-то находили непосредственно на местах стоянок. В принципе любая порода в той или иной степени поддается обработке, вопрос лишь во времени и износостойкости. Выбор материала для рукояти тоже был делом непростым. Дерево должно было быть прочным, надежным, долговечным, из тех, что растет близ места изготовления орудия. Рукоять, как следует, шлифовалась, чтоб на ней не оставалось сучков и заусениц – причины заноз на руках, и для удобства держания, конечно. Затем приступали непосредственно к процессу изготовления топора. Выбранный камень клали на ровную поверхность. Для его обточки подбирали другой острый камень. Постепенно заготовку отбивали до прямоугольной формы. Работа эта - медленная и нудная, но при определенных навыках и сноровке получали нужные результаты. Следующим этапом был этап шлифовки. Для этого применяли такие каменные породы как диорит, нефрит, серпентин. Полученное орудие, вроде клина, – отличный инструмент для раскалывания дерева вдоль волокон. Будучи полифункциональными, многие из подобных изделий использовались не только для рубки массива дерева, но и для обработки глиняных сосудов и кожи (в качестве лощил). Сфера их применения до сих пор вызывает многочисленные споры у ученых-археологов. Пропорции и размеры каменных топоров подобного типа были самыми различными, но всех их объединяют особенности формы. В плане они имеют вид трапеции с несколько расширяющейся лезвийной частью, что является наиболее характерной их чертой. Боковые плоскости почти параллельны. Длина орудий колеблется в пределах 5-10 см, толщина (в наиболее массивной части) равняется примерно 1,5-2 см, ширина лезвия – 3,5-5 см (в нашем случае это – 12 х 4,8 макс. х 3,0 макс.). При умелом пользовании такой топор мог служить долгое время. Производительность труда определялась, по-видимому, не столько силой, сколько навыком и выносливостью человека. Такие инструменты появились в позднем каменном веке (неолите) и в связи с дефицитом металла на территориях Белоруссии, в Прибалтике, на Псковщине и Смоленщине, в отличие от более южных районов, использовались вплоть до первых веков нашей эры. Их находки весьма многочисленны на указанных территориях. Они встречаются при раскопках археологических памятников типа городищ или в качестве погребального инвентаря в мужских захоронениях. Иногда их можно случайно найти на пашне, заросшем поле, просто на дороге, торчащими камнями. И надо иметь острый глаз и пытливый ум, чтобы разглядеть среди обычных булыжников тот самый, рукотворного происхождения.
Этот и другие экспонаты вы можете своими глазами увидеть в выставочных залах музея. Экскурсовод расскажет вам всё, что о них известно. Как попасть в музей, график его работы и другие подробности посещения описаны на специальной странице.
ВНИМАНИЕ! Сейчас в музее ремонт, доступ в залы для самостоятельного осмотра выставок (без экскурсовода) ограничен.