Древнерусские средневековые печатные перстни как предметы, имеющие самостоятельное прикладное значение и художественную целостность появились в связи, в первую очередь, с широким распространением самих печатей и расширением их функционального использования. Для удобства и сбережения такие печати обычно вделывались в кольца в виде перстней. Достаточно часто на них изображали различных животных. Очень популярными среди прочих были изображения птиц. Объясняется это распространенным представлением о сопричастности птиц с небесами и их роли быть посредниками между духовной высшей и земной сферами. Особенно значимыми были образы орла, пеликана, петуха, лебедя и других видов пернатых либо их стилизованные изображения (как в случае с перстнем из нашей коллекции). Нельзя не отметить, что иногда в разных регионах находят однотипные перстни с совершенно одинаковой техникой и манерой резьбы; изделия отличаются лишь размерами (на 1-3 мм). Это дает основание предположить, что данные перстни-печатки или восходят к одному достаточно известному прототипу, растиражированному в одной или группе мастерских, или происходят из одного мощного центра ремесленного производства, чья продукция широко распространилась в результате межрегиональных торговых контактов. Складывается впечатление, что существовал определенный иконографический тип таких перстней, широко распространенный в средневековой Руси и восходящий к некоей впоследствии утраченной традиции. Наш экземпляр относится к часто встречающемуся (от Беларуси до Калуги) типу литых печатных украшений с овальным щитком и непрерывной зубчатой окантовкой по краю. Вот, например, пара подобных перстней, засветившихся на интернет-аукционах копанины. Такие перстни, изготовленные из бронзовых или медных сплавов, соотносят с Московским государством и датируют ранним новым временем: концом XV – началом XVII вв. Экземпляр из коллекции Себежского краеведческого музея не является исключением. Материал – оловянистая бронза. Датировка – конец XVI века – первая половина XVII века. Размеры: 22 х 18 х 1 мм. А вот с сюжетом, изображенным на перстне, не все так просто! Во-первых, если расположить украшение горизонтально, то изображение предстает неким уродливым растением. Это не только мои ассоциации. Я провел эксперимент, опрашивая посетителей музея, что они видят на печатке. 90% респондентов разглядели растительные мотивы… И лишь 10 %, ожидая некоего подвоха, и, покрутив перстенёк, усмотрели птицу. Специалисты ассоциируют сюжет с Притчей о зерне горчичном: «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Это зерно, хотя и меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Матф. 13:31-32; Марк 4:30-32; Лука 13:18-19). Если брать более глубокие истоки сюжета изображения, то мы видим славянского лютого зверя Семаргла, божество семян, корней и ростков растений в его воплощении – птице, охраняющим посевы и зелень. Существуют и другие варианты трактовки сюжета. Хранитель фондов музея Г.Косенков.


Этот и другие экспонаты вы можете своими глазами увидеть в выставочных залах музея.  Экскурсовод расскажет вам всё, что о них известно.  Как попасть в музей, график его работы и другие подробности посещения описаны на специальной странице.

ВНИМАНИЕ! Сейчас в музее ремонт, доступ в залы для самостоятельного осмотра выставок (без экскурсовода) ограничен.